Из аналитической записки ОАО «Страховое общество ЖАСО», которая оказалась в распоряжении редакции, следует, что страховые сборы с ОАО «РЖД» могут возрасти на несколько порядков. Закон предусматривает максимальную выплату для физлиц увеличить с 11 тыс. рублей до 600 тыс. рублей. Приблизительно в такой же пропорции увеличиваются выплаты за вред имуществу и вред, связанный с нарушениями условий жизнедеятельности.
Согласно поправке в закон «Об обязательном страховании…», одобренной кредитным комитетом Госдумы, верхняя планка страховых сумм, выплачиваемых ОАО «РЖД» при аварии на опасном объекте, может достичь 6,5 млрд рублей. Сегодня компания платит за причинение вреда не более 70 млн рублей. Примечательно, что в первом варианте максимальная выплата не превышала 1,7 млрд рублей. Кроме того, законопроект устанавливает возможность формирования страхового фонда предупредительных мероприятий. При этом цена услуг страховщика многократно возрастает.
Перед тем как выразить свое отношение к законопроекту, ОАО «Страховое общество ЖАСО» рекомендует ОАО «РЖД» проанализировать, стоит ли овчинка выделки. Для этого предлагается сравнить такие показатели, как уровень ежегодных расходов РЖД на возмещение вреда в результате аварий на опасных объектах и реальный ежегодный ущерб от этих же аварий.
Кроме того, ЖАСО рекомендует провести инвентаризацию всех опасных объектов на сети железных дорог, которые подпадают под действие нового закона.
«Финансовая оценка последствий введения законопроекта должна быть сопоставима с реальными возможностями бюджетов всех уровней, и только при наличии адекватных финансовых возможностей подобный закон может быть эффективен», – резюмируется в аналитической записке ЖАСО.
Аналитик ГК «Регион» Евгений Шаго считает, что страховой сбор, включенный в стоимость железнодорожного билета, вырастет в тысячу раз. «Это по своим последствиям не идет ни в какое сравнение с ОСАГО и приведет к парализации пассажирских перевозок, – полагает эксперт. – Ведь стоимость железнодорожных билетов превысит стоимость авиационных». Впрочем, по его мнению, такого не произойдет, и сумма сборов с ОАО «РЖД» окажется гораздо меньше, поскольку ее установят на приемлемом уровне. Но эффективность фонда предупредительных мероприятий как инструмента для снижения аварийности на железнодорожном транспорте вызывает у аналитика большие сомнения.
Однако первый вице-президент Международной академии транспорта Александр Кондратьев считает необходимым создание такого фонда. «Отдельные моменты программы обеспечения безопасности на транспорте характеризуются слишком высоким риском и очень малой окупаемостью, – сообщил Александр Кондратьев «Гудку». – Поэтому ведомственные органы управления не хотят вкладывать деньги в эти направления. Страховщики, которые строят свою политику на стабильном и стратегическом расчете рисков, заинтересованы в том, чтобы убрать объективные предпосылки для происшествий и исключить ведомственный подход».
На ближайшем координационном транспортном совещании в октябре в Москве будет рассмотрен вопрос привлечения страховых компаний для создания национальных и международных фондов, из которых будут финансироваться профилактические общетранспортные мероприятия, в том числе на железной дороге. Таким образом, создание фондов становится стратегическим направлением в области страхования перевозок.
Алексей КАЗАКОВ